СОВЁНОККЛАСС - Урок по физике "Момент сил. Рычаг"
Понедельник, 01.09.2025, 06:25
Приветствую Вас Гость | RSS
сайт учителя начальных классов Шаниной Елены Николаевны
Совёноккласс




МОЙ КЛАСС
УЧЕНИКАМ
САЙТ ШКОЛЫ
Статистика

Урок по физике "Момент сил. Рычаг"


http://shansiki.ucoz.ru/domashnjaja_rabota.docx - домашняя работа
http://shansiki.ucoz.ru/individualnaja_rabota.docx - индивидуальная работа
http://shansiki.ucoz.ru/zhzhzhzh.jpg - лист рефлексии
http://shansiki.ucoz.ru/zhzhzhzh.jpg - презентация


План-конспект урока физики в 7-м классе "Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент сил"

"Я Землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры”
Архимед.

Цели:

  • Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме "Рычаг. Момент сил".
  • Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
  • Воспитательные: формировать исторический взгляд на развитие техники, познавательный интерес; положительной мотивации к учению; эстетического восприятия мира.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-практикум.

План занятия:

1. Организационный момент.
2. Этап постановки целей и задач.
3. Этап получения новых знаний.
4. Этап практической работы учащихся.
5. Этап обобщения и закрепления нового материала.
6. Рефлексия.
7. Заключительный этап.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.
Настрой на работу

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас обычный урок. У вас на столе листы, в которых указаны задания на урок. За каждый правильный ответ на вопрос, за дополнение к вопросу, вы засчитываете себе балл, количество баллов укажите в конце урока. Подпишите свой лист. Прежде чем мы приступим к изучению новой темы. Я хочу, чтобы все настроились на урок. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и скажите себе: "Я нахожусь на уроке и хочу узнать что-то мне неизвестное." Готовы? А сейчас давайте приступим к работе.

(слайд №1)" Я Землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры” - эти слова, которые являются эпиграфом нашего урока, Архимед сказал более 2000 лет назад. А люди до сих пор их помнят и передают из уст в уста. Почему? Мы постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

(Слайд №2) Откройте все свои тетради и запишите дату и тему урока

II. Этап постановки целей и задач урока

Учитель: Почти все ученики, сидящие в классе, сталкиваются в своей жизни с различными механизмами. Многие считают, что механизм – это что-то большое и грохочущее, однако некоторые механизмы совсем невелики и довольно просты. Независимо от размера, все они облегчают работу человека. Обратите, пожалуйста, внимание на рисунки.(cлайд №3)

Учитель выслушивает различные варианты ответа, пояснения к ним.

Итак, все эти механизмы облегчают работу, потому что дают выигрыш в силе или расстоянии. Так, приложив небольшое усилие на одном конце механизма, мы можем поднять тяжелый груз, подвешенный на его конце

Учитель: Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – изучить простейшие механизмы – их  характеристики, научится изображать его на схеме.

III. Этап получения новых знаний

Учитель. Так, что же такое простые  механизмы (Слайд №4) 

Простыми механизмами называют приспособления, которые  служат  для преобразования силы (слайд №5)

Учитель: А что же такое рычаг? Учитель вводит определение рычага.(слайд №6)

Определение: рычаг представляет собой твердое тело, которое может вращаться вокруг своей неподвижной оси.(запись в тетради)

Различают рычаги первого и второго рода.

Учитель: Рассмотрим рычаг первого рода на схеме. (слайд №7) Рычаг первого рода - это рычаг, ось вращения которого расположена между точками приложения сил, а сами силы направлены в одну и ту же сторону

(слайд №8)

Твердое тело. Точка О – точка опоры рычага (ось вращения, которая расположена между точками приложения сил); точка А и точка В – точки приложения сил; F1 и F2 – силы, действующие на рычаг.
Определение: Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила, называется плечом силы.(запись в тетради)
Обозначается малой латинской буквой
d – плечо силы.

Чем же отличается рычаг первого рода от рычага второго рода? (слайд №9) (слайд №10)

IV. Этап практической работы учащихся.

Учитель: Изобразим рычаг на схеме.(слайд №11). Итак, вместе со мной чертим в тетрадях (работа в тетрадях)

Учитель: на демонстрационном столе находятся приборы (штатив, рычаг, грузики) установить рычаг в равновесии.

Учитель: Условие, при котором рычаг находится в равновесии, под действием приложенных к нему сил  можем увидеть на опыте. К доске вызываю 3-х учащихся для проведения опыта (оборудование находится на столе)

Три штатива, три рычага, 6 наборов грузов.

Ученик: к рычагу с левой стороны от точки опоры подвешивают 6 грузов, надо добиться того, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии, если в наличии у Вас 2, 3 или 6 грузов. Действующие на рычаг силы равны весам этих грузов.

Учитель: Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. (Слайд №12) 

Это правило можно записать так:

F1/ F2 =  d2/ d1

 используя свойство пропорции, найдём (слайд №13)

F1d1 = F2d2    произведение значения силы на её плечо называют моментом силы

Единица момента силы – ньютон – метр (H м)

Как зная моменты сил записать условие равновесия рычага?

V. Этап обобщения и закрепления нового материала.

Итак, внимание на экран (решите задачу самостоятельно) (Слайд № 14) 

  • На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см. Определите длину большего плеча. Сделайте рисунок.            

Учитель: проверим правильное решение (Слайд № 15)

Учитель: (Слайд №16)  Индивидуальная работа по карточкам

Итак, при равновесии на рычаге двух сил, большая из них всегда имеет меньшее плечо и наоборот.

Учитель: (Слайд №17) Посмотрите внимательно на схему и ответьте мне на вопрос: "Как найти плечо силы? Назовите плечи сил F1 и F2 ."

Ученик: Ответ: ОА – d1 – плечо силы F1

ОВ – d2 – плечо силы F2; силы, действующие на рычаг, могут повернуть его вокруг оси в двух направлениях: по ходу или против часовой стрелки. Так сила F2 вращает рычаг по ходу часовой стрелки, а сила F1 вращает его против хода часовой стрелки.

Давайте потренируемся: упражнение на стр.131 задание №1 (слайд №18)

Учитель: Давайте вернемся к началу урока – к простым механизмам и посмотрим с вами какие еще механизмы существуют.(слайд №19-31)

Блок- колесо с желобом, укрепленное в обойме.

Если ось вращения закреплена (не движется)- блок неподвижный

Применяют, если надо поменять направление силы.

Не дает выигрыша в силе.

Если ось вращения не закреплена (движется)- блок подвижный.

Применяют, если необходимо выиграть в силе.

Один блок дает выигрыш в силе в два раза.

Ворот - при помощи ворота можно маленькой силой уравновесить большую силу. Рассмотрим, например, подъем ведра из колодца. Рычагом является колодезный ворот - бревно с прикрепленной к нему изогнутой ручкой. Ось вращения ворота проходит сквозь бревно. Меньшей силой служит сила руки человека, а большей силой - сила, с которой ведро и свисающая часть цепи тянет вниз.

Наклонная плоскость - вкатывая бочки по наклонной плоскости, люди прикладывают меньшую силу, нежели если бы они поднимали бочки на веревках. Другими словами, силы, прикладываемые людьми, меньше веса бочек.

При отсутствии сил трения наклонная плоскость дает выигрыш в силе во столько раз, во сколько длина больше высоты наклонной плоскости

Клин - Взгляните на рисунок. Клин, вбиваемый в полено, действует на него сверху вниз. При этом он раздвигает образующиеся половинки влево и вправо. То есть клин изменяет направление действия силы. Кроме того, сила, с которой он раздвигает половинки бревна, гораздо больше силы, с которой молот воздействует на клин. Следовательно, клин изменяет и числовое значение приложенной силы.

Винт - второй разновидностью наклонной плоскости является винт. Взгляните на рисунок. Вы видите картонный треугольник, расположенный рядом с цилиндром (рис. "б"). Наклонной плоскостью служит ребро картона. Обернув треугольник вокруг цилиндра, мы получим винтовую наклонную плоскость (рис. "в"). Подобно клину, винт может изменять направление и/или числовое значение приложенной силы

 Учитель:  А теперь давайте поиграем  внимание на экран  (Слайд №32-33) 

Продолжите фразу

  • Рычаг – это…
  • Рычаг находится  в равновесии, если…
  • Плечо силы – это…
  • Сила измеряется в …
  • Плечо силы измеряется в …

·         Момент силы равен…

·         Момент силы измеряется в …

·         Правило моментов состоит

·         в следующем…

·         К простым механизмам относятся…

·         Простые механизмы нужны для…

 

VI. Домашнее задание §4.1, задания на листочках.

VII. Рефлексия

Учитель: Наш урок подходит к концу. Каждый из вас на уроке чувствовал себя по-разному. Сейчас я попрошу вас оценить, насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке, как каждый из вас, так и как класс в целом, и понравилось ли вам наше занятие. Перед вами находится листок с изображением различных эмоций. Выберите и отметьте то изображение, которое наиболее соответствовало бы вашему настроению. Далее распределите ценности для вас данной работы, после чего подсчитайте сумму полученных баллов.

VIII. Заключительный этап

Учитель: Урок я хочу закончить словами

Решать задачи можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб он был впрок.

 Мне очень понравилось с вами работать, спасибо за внимание. До свиданья.


http://shansiki.ucoz.ru/moment_sily-zip.ppt -  презентация  Момент сил. Рычаг.
Сайт в каталогах
Учительский портал
КАЛЕНДАРЬ
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz